В 1891 году на вооружение русской армии было принято новое оружие – Русская трехлинейная винтовка, созданная С.И. Мосиным.
В новом проекте использовалось магазинное боепитание, обеспечивавшее значительное превосходство над существующим оружием. Одновременно с этим новая винтовка получила штык, основанный на аналогичном агрегате имеющегося образца.
Общая архитектура первого штыка для «Трехлинейки» соответствовала строению штыка для винтовки Бердана. Одновременно с этим конструкция была доработана в соответствии с новыми расчетами и опытом применения имеющегося оружия. Вследствие этого изменились габариты и вес штыка, а также некоторые его элементы. Для крепления штыка на стволе винтовки по-прежнему предлагалось использовать трубчатую втулку с хомутом. Однако клинок теперь предлагалось крепить к трубке без каких-либо дополнительных опор, обеспечивающих вынос от ствола. Для крепления штыка более не требовался специальный упор на стволе.
Трубчатая втулка имела утолщенный задний торец и фигурную прорезь в средней части. С помощью последней втулка должна была контактировать с мушкой, а также обеспечивать правильное взаимодействие хомута со стволом. Фиксация штыка на стволе осуществлялась при помощи металлического хомута с винтом. Для удобства эксплуатации оружия сравнительно длинные концы хомута были выведены на ту же сторону, что и клинок. Установка штыка на ствол производилась следующим образом. Следовало надеть втулку на дульную часть ствола и повернуть штык на нужный угол по часовой стрелке. При этом угол поворота, в зависимости от серии и производителя, колебался в пределах 30-90 градусов. Клинок установленного штыка находился справа от ствола.
Клинок нового штыка имел четырехгранную игольчатую форму. Для большей жесткости на боковых поверхностях штыка имелись долы. Затачивать, как и ранее, предлагалось только острие. При этом оно имело форму отвертки, что позволяло не только атаковать противника, но и использовать штык в качестве отвертки при обслуживании оружия. Отсутствие заточки на боковых гранях должно было обеспечивать безопасную эксплуатацию оружия с примкнутым штыком.
С точки зрения основных особенностей конструкции штык винтовки Мосина был дальнейшим развитием клинка «Берданки». Такие его особенности сказались на руководствах по применению оружия. Новые винтовки, подобно старым, предписывалось пристреливать с установленными штыками, что позволяло снизить влияние деривации при полете пули. Хранить и переносить оружие так же следовало со штыком. Снимать его требовалось только при поездке на железнодорожном или автомобильном транспорте. Во всех иных ситуациях, в том числе во время боя, штык должен был располагаться на стволе винтовки.
Первые трехлинейные винтовки и штыки для них были произведены во Франции, но в дальнейшем производство этого оружия было перенесено на российские предприятия. Оружие производилось в Туле, Ижевске и Сестрорецке. Новые отечественные штыки выпускались в соответствии с проектом, однако внешне и по конструкции отличались от оружия, изготовленного французской промышленностью.
На Рисунке боевые концы штыков, выполненные в виде отвертки.
В течение нескольких десятилетий штыки для винтовки Мосина не претерпевали никаких изменений и, с определенного времени, выпускались только в России. Тем не менее, в дальнейшем список стран-изготовителей пополнился.
В 1943 году разрабатывался новый вариант штыка с оригинальными креплениями. В рамках конкурса на разработку перспективного штыка была предложена конструкция, позволяющая как демонтировать клинок, так и складывать его в транспортное положение. Для этого на трубчатой втулке установили несколько новых деталей. В задней части появилась скоба с отверстиями для винта или шпильки. На ней шарнирно должен был монтироваться клинок с удлиненной задней частью. На уровне дула предусматривалась подвижная деталь-защелка с кольцом для установки на ствол. Таким образом, новый штык следовало монтировать на винтовку без возможности быстрого снятия, однако появлялась возможность складывать клинок. Для перевода в походное положение защелка отводилась вперед и отпускала клинок, позволяя повернуть его на оси. Клинок укладывался вдоль ложа. Возвращение в боевое положение производилось поворотом вперед с последующей установкой защелки.
В силу определенных причин новый складной штык начал выпускаться в 1943 году, однако в документах он числится как штык обр. 1944 г. Общая длина такого складного штыка составляла 380 мм при клинке длиной 310 мм.
Во время войны также создавались импровизированные модификации штыков для винтовки Мосина, строившиеся на базе имеющихся деталей. Так, в Ленинграде во время блокады (по другим данным, в полевых мастерских) изготавливались штыки с ножевидными клинками.
Винтовки С.И. Мосина в различных версиях производились до середины шестидесятых годов прошлого века и в течение нескольких десятилетий являлись одним из основных видов стрелкового оружия русской, а затем Красной армии. В это время были созданы несколько модификаций самого оружия, а также штыков для него. В зависимости от требований войск разрабатывались съемные или складные штыки различной конструкции, а при необходимости даже была создана импровизированная модификация, которую можно было производить в условиях дефицита ресурсов. Будучи неотъемлемым элементом стрелкового комплекса, штыки винтовок Мосина активно использовались солдатами в ходе нескольких войн. Таким образом, штыки этого оружия достойны рассмотрения и изучения не меньше, чем сами винтовки.
Ещё великий Суворов завещал: «Пуля – дура! Штык – молодец!» И хотя с его времени точность и скорострельность ручного оружия пехотинца выросли неизмеримо, штыковой бой всё ещё был способен решать исход сражения.
Как говорят архивы, до 80% штыковых атак в Великую Отечественную были инициированы бойцами РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия). При малейшей возможности советский пехотинец ударял в штыки. Ими были оснащены винтовки и карабины, использовавшиеся как пехотой, так и кавалерией РККА. Недаром количество бойцов считалось именно в штыках.
Воспитывая крепость духа и руки
Работе штыком уделялось самое серьёзное внимание. Так, действовало Наставление по подготовке к рукопашному бою 1938 года (НПРБ-38), содержащее немалый арсенал штыковых приёмов, творчески развивая наследие Первой мировой и Гражданской войн. На базе НПРБ-38 в 1940 году майор Нечаев создаёт методическое пособие по штыковому бою и винтовочным приёмам для командного состава РККА с учётом боевого опыта 1938-1940 годов.
Проходили состязания по штыковому фехтованию вплоть до общесоюзного уровня. Красноармейцы до войны выступали с показательными боями в местах массового скопления граждан. Фехтовали всерьёз, но в защитном снаряжении.
ОСОАВИАХИМ обучал правильному владению штыком. Фигура бойца, сжимающего в руках винтовку со штыком, стала популярной, благодаря наглядной агитации, включая знаменитых Кукрыниксов, создававших сатирические плакаты для всесоюзной прессы.
Прекрасно понимая характер будущей войны, советское командование воспитывало высокий боевой дух и решительность в солдатах. А что ещё может так укрепить дух, как поединок лицом к лицу с противником? Штыковой бой скоротечен и учит мгновенно принимать верные и эффективные решения в стрессовой ситуации. Да и, как показала практика, при всей войне моторов на ней всегда находилось место старому доброму штыковому бою.
Штыком – коли!
Четырёхгранный штык показал свои недочёты в ходе Первой мировой, но на переоснащение РККА не было ни времени, ни денег – надо было перевооружать авиацию, танковые войска, ВМФ. Например, винтовка Мосина, прошедшая модификацию в 1930 году, по-прежнему снабжалась четырёхгранным штыком, хотя и усовершенствованным. После войны знаменитая мосинка с таким штыком десятилетиями лежала на складах, будучи частью неприкосновенного запаса.
Если же вернуться на поля сражений Великой Отечественной войны, то советские бойцы охотно применяли штыковую атаку, в первую очередь при обороне укреплений и в уличных боях (Брест, Сталинград), когда артиллерия и танки мало, чем могут помочь из-за мешанины своих и чужих.
Немцы отмечали: в рукопашной бойцы РККА дерутся не только штыками, но и сапёрными лопатками и ножами. Использовали штык при зачистке вражеских траншей и блиндажей. Штык-нож был подспорьем в решении бытовых вопросов. Вот только специальный значок для отличников штыкового боя в РККА не ввели, в отличие, скажем, от ворошиловских стрелков.
В МБУК МДК Иланского района хранится штык от винтовки Мосина, привезенный с раскопок в Волгоградской области, Городищенского района, хутора Паньшино.
Наши юнармейцы, под руководством руководителя Юданова Юрия Николаевича в 2020, 2021 годах принимали участие в поисковой экспедиции в г. Волгограде.