Число подвигов, совершённых нашими людьми в Сталинграде, трудно сосчитать, но одним из самых знаменитых остаётся оборона «дома Павлова». «Сумасшедшие русские» – один из цензурных эпитетов о горстке солдат во главе с сержантом Павловым, удерживавших свои позиции на протяжении двух месяцев. Тогда бой был за каждый дом, потому немцы и назвали противостояние «крысиной войной». Сегодня немцы, несмотря на поражение, с восхищением рассказывают о Павлове, понимая: этот сержант оказался на голову выше всех командиров вермахта. Как выстояла легендарная крепость Сталинграда – в специальном проекте Царьграда «Повод для гордости».
ЗАЧЕМ ГИТЛЕРУ БЫЛ ТАК НУЖЕН СТАЛИНГРАД
Сталинградское сражение считается самым кровопролитным в мировой истории. Оно длилось 200 дней – с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Именно после этого побоища немцы уже не смогли оправиться, а Красная армия начала свой освободительный поход по Европе. Отстоять стратегически важный город было поистине невероятным подвигом – к 42-му году нацистская Германия оказалась на пике своей мощи, а Гитлер фактически праздновал победу, захватив половину Европы и стремительно продвигаясь в сердце Советского Союза.
Есть много версий, почему фюреру было так важно захватить Сталинград. Бытует мнение, что причиной служит название — город носил имя советского вождя, а Гитлер, известный своей любовью к разного рода символизму, считал, что взятие Сталинграда положит конец сопротивлению русских, сломит наш дух.
Однако не стоит забывать, что город имел важное стратегическое значение. Его взятие дало бы Германии выход на Астрахань и возможность отрезать основные районы СССР от кавказской нефти. При этом всё Закавказье оказалось бы в фактическом окружении. Но Сталинград стал катастрофой для фашистов.
«ДОМ ПАВЛОВА»
Сражения велись буквально за каждую пядь земли, а бои за жилые дома и заводские корпуса превратились в настоящий ад. 58 дней немцы не могли взять четырёхэтажный дом Облпотребсоюза, который позже получил название «дом Павлова» в честь 24-летнего сержанта Якова Павлова, руководившего его обороной.
Наступление на Сталинград было доверено 6-й армии вермахта под командованием генерала Паулюса. На карте он отметил «дом Павлова» как «крепость».
Дом стоял в окружении немцев с трёх сторон и преграждал им путь к берегу Волги. Захват здания был крайне важен для дальнейшего продвижения, но небольшая группа солдат под руководством Якова Павлова и лейтенанта Ивана Афанасьева удерживала его почти два месяца, отбивая все атаки фашистов.
В ночь на 23 сентября к дому выдвинулась группа 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Отряду удалось занять объект, выбив немцев, но в живых остались всего четверо наших ребят. Среди них и сержант Павлов – он оказался старшим по званию в группе выживших. Позднее к Павлову направили подкрепление во главе с Афанасьевым, к этому дню за дом сражались 25 человек, хотя немцы полагали, что там стоит едва ли не целый батальон русских.
Гитлеровцы практически беспрерывно вели массированный обстрел, в том числе из артиллерии и миномётов, наносили по нему удары с воздуха. За несколько дней торцевая часть дома была практически полностью разрушена.
Положение Павлова и других бойцов осложнялась и отсутствием связи с командованием, недостатком еды, воды и боеприпасов. Кроме того, в подвале здания укрывались гражданские, которые не смогли вовремя эвакуироваться.
Когда вода совсем закончилась, бойцы разобрали котёл отопления, слив из него во все имевшиеся баки и ведра коричневую ржавую жижу. Пили её после того как фильтровали через вату и марлю до жёлтого цвета. Пищей служила смешанная с землёй пшеница, разбросанная в окрестностях из разбомблённых мельничных складов. Бойцы собирали её по ночам вместо того, чтобы хоть немного поспать. Но никто не отчаивался и боевого духа не терял.
Немецкое издание Stern, рассказывая о подвиге гарнизона «дома Павлова», отметило, что «русские ещё и выматывали немцев песней». По словам журналистов, солдаты нашли старый патефон и крутили постоянно одну и ту же пластинку, что раздражало гитлеровцев, которые и так теряли веру в себя, раз за разом предпринимая неудачные попытки штурма. Возможно, фашистам давали бы разные «концерты», только пластинка у Павлова была лишь одна – так что не до жиру. Впрочем, есть и иная версия этой части обороны. Говорят, в доме сохранилось пианино, игрой на котором защитники дома развлекали себя в минуты затишья.
«ПРОБИРАЛИСЬ ЧЕРЕЗ СТЕНЫ ТРУПОВ»
Афанасьев и Павлов грамотно выстроили оборону здания. Кроме того, спустя несколько бессонных ночей были вырыты траншеи и туннели к соседним постройкам и мельнице, где располагались части советских войск. Это позволило наладить снабжение, пусть и скудное – солдатам отправляли несколько пачек сухарей и консервов. Зато наконец-то был решён вопрос с нехваткой патронов.
Как-то немцы предприняли сразу две попытки атаковать дом за день. Причём во второй раз гитлеровцы шли на дом в невменяемом состоянии – в лоб, не укрываясь от огня. Красноармейцы даже решили, что противники пьяны, им было неизвестно, что в Германии тогда свободно продавались фармакологические препараты, подавляющие чувство страха. Но «крепость» снова выстояла.
14 октября фашисты предприняли третий генеральный штурм Сталинграда – в город вошла 14-я танковая дивизия и пять свежих штурмовых сапёрных батальонов. Под прикрытием артиллерийско-миномётного огня немецкая пехота вплотную приблизилась к дому с трёх сторон. Защитники израсходовали все боеприпасы, шестеро бойцов получили ранения. Казалось падение «дома Павлова» неизбежно, однако в этот момент советская артиллерия нанесла удар с левого берега Волги. Не прикрытые толстыми кирпичными стенами штурмовые группы немцев погибали от осколков и снарядов.
Начинался последний этап Сталинградской битвы. Стороны поменялись местами, и вот уже немцам предстояло обороняться. 24 ноября Афанасьев, Павлов и другие бойцы покинули дом и вместе с другими частями перешли в контрнаступление. За 58 дней обороны «дома Павлова» потери с нашей стороны составили 3 человека, потери немцев по сей день точно не могут подсчитать. Но, судя по одному лишь описанию событий на страницах Stern, можно говорить о значительных жертвах среди фашистов.
«В течение двух месяцев солдатам Павлова удавалось противостоять безжалостным атакам 295-й пехотной дивизии вермахта. С крыши они подбивали немецкие танки из противотанкового самозарядного ружья. Им удавалось попадать по менее защищённым частям бронетехники. А вот угла подъёма пушек немецких танков не хватало для того, чтобы стрелять по крыше дома», – отмечает автор текста, продолжая:
Повсюду валялись трупы немецких солдат, и их невозможно было убрать из-за русских снайперов […] По ночам русские выбирались из дома и оттаскивали трупы от подъездов и окон, чтобы завтра вновь иметь перед собой открытое пространство.
Как потом писал в своих воспоминаниях командующий Василий Чуйков:
Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа.
Очевидцы рассказывали, что, перейдя в наступление, советским частям приходилось буквально разгребать и пробираться через стены трупов немецких солдат.
2 февраля в плен сдадутся последние крупные группировки фашистов, в том числе генерал Паулюс. Начнётся закат гитлеровской Германии.
Дом Павлова ещё во время войны считался легендой, и именно он стал первым восстановленным зданием в Сталинграде. Сегодня от того строения осталась лишь часть торцевой стены. 4 мая 1985 года она была превращена в мемориал, надпись на котором гласит: «В доме этом слились воедино подвиг ратный и трудовой».