«Балалайка вчера и сегодня»
Балалайка-инструмент, который обладает уникальным, самобытным, на подсознательном уровне, родным тембром. Нет в мире человека, которого не смогла бы тронуть за душу небольшая, но в то же время «великая» русская балалайка. В разные исторические эпохи она занимала важное место в жизни русского народа, являясь выразителем определенной национальной идеи.
Когда и кто изобрёл балалайку — неизвестно. Балалайка, как гудок, волынка, гусли … считается одним из древнейших музыкальных инструментов
Музыканты-ученые предполагают, что древним предком нашей русской балалайки явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура». Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем. Кстати, в Малой Азии и Закавказье до сих пор бытуют инструменты, близкие нашей домре. А у народов, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими и азиатскими, есть совершенно аналогичные с похожими названиями: у грузин – чонгури, у южных славян – танбура, у украинцев – бандура, у татар – думбра, у казахов – домбра. Оказывается, у скромной русской домры огромная родня!
Домра на Руси была в гуще народной жизни. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость (играли на домре всегда плектром – косточкой или перышком) особенно прижилась по душе вездесущим скоморохам. С искоренением скоморохов особенно пострадало домровое исполнительство: к концу XVII столетия домра полностью выходит из употребления, исчезают даже упоминания о ней.
С исчезновением самого названия «домра» в последней трети XVII века в 1688 году появляются первые упоминания о балалайках.
Происхождение балалайки имеет несколько гипотез. Есть сторонники гипотезы, по которой балалайка своим созданием должна быть благодарна домре. По другим данным балалайка не является истинно русским инструментом. Она пришла к нам от татарского народа или казахского, а возможно, киргизского. История и ряд исследований утверждают, что балалайка была известна как музыкальный инструмент уже более 200 лет и имеет славянские корни.
По некоторым данным балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.
Скоморохи – бродячие артисты пользовались большой популярностью в народе. Они выступали на ярмарках, веселили народ и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте играют. Церковь, которая всеми силами старалась сохранить контроль над населением, видела в них реальную угрозу. Большинство скоморохов преследовались законом. Царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых их приравнивали к разбойникам и волхвам. Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и советской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Долгое время балалайка была в забвении.
Что за слово – «балалайка»?
В словаре Ожегова балалайка имеет значение как трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой. Слово «балалайка» имеет родственный корень с такими русскими словами как «балаболить», «балакать», «балагурить», которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами «болтать ни о чём», «калякать», «пустозвонить». В слове «балалайка» корень «бала» означает просто дразнить, раздражать болтовнёй, словами, «лайка» означает браниться, ругаться.
Все эти понятия определяют суть балалайки, как инструмента лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора.
Сегодня балалайка — известный во всём мире инструмент. Корпус у балалайки имеет треугольную форму и издали напоминает юбочку, из которой вытягивается длинный гриф. На нем натянуто только три струны. Звучание этого инструмента происходит при помощи удара по струнам щипком или указательным пальцем. Бряцанье – это техника удара сразу по всем струнам. Семейство балалаек в полном составе входит в оркестр русских народных инструментов, при этом прима выполняет солирующую функцию, а остальные разновидности – аккомпанирующую
Перечислим все разновидности балалаек:
- Прима
- Секунда
- Альт
- Контрабас
- Бас
Балалайка сегодня практически не используется в повседневной жизни русского человека. Она осталась только в оркестре русских народных музыкальных инструментов и русских народных ансамблях.
Первые упоминания о балалайке.
Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках времён правления Петра I. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года — «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве, в Стрелецкий приказ были приведены «посадский человек Савка Федоров да крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничьей лошади в телеге, пели песни и в тое балалайку играли…».
Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — «Реестр», подписанный Петром I, который относится к 1715 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования устроенной по приказу царя шуточной свадьбы, кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.[3]
Именно при правлении Петра I появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть очень уважаемый музыкальный инструмент балалайка. Исследователи и языковеды нашли любопытным, что само название инструмента есть типичное, народное, с созвучным словосочетанием, передающий сам характер игры на этом инструменте.
Роль В.А. Андреева в развитии и совершенствовании балалайки.
Русский дворянин Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя в 1883 году, услышал у своего дворового балалайку, звучание которой его поразило. В. Андреев не только научился играть на ней, но и стал виртуозом-балалаечником
Современный дизайн балалайка приобрела позднее, в конце XIX века, благодаря В. Андрееву, а также мастерам по изготовлению музыкальных инструментов С.Налимову, Ф.Позёрскому, В.Иванову. По предложению В. Андреева С. Налимов изменил внешний вид балалайки, укоротил её длину, а самое важное, стал изготавливать корпус из нескольких видов древесины (ель, бук), что позволило изменить звук, издаваемый самой балалайкой. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание совершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра.
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки.
В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
Балалайка не так проста, как кажется, она хранит интересные факты, о которых не каждый может знать:
1 Балалайка – секретное оружие русских (с конца XIX века все солдаты русской армии обучались игре на балалайке)
2 . 23 июня — Международный день балалайки
3 Единственный в мире Музей балалайки в г. Ульяновск. Уникальная коллекция редчайших балалаек в формате музея-чайной. Гостям музея предлагается погрузиться в мир деревенской музыки, услышать звучание настоящих крестьянских балалаек.
Балалайка – самый красивый, самый выразительный и необычный музыкальный инструмент. Не зря для иностранцев балалайка является символом России, олицетворением русской культуры. Именно этот инструмент наиболее полно раскрывает всю глубину русской души в игре, в стихах, в частушках, в прибаутках…
В истории балалайки были и взлёты, и были падения. Но инструмент живёт, его любят, наслаждаются его звучанием.