Что такое чернильница? У неподражаемого сказочника Г.Х. Андерсена есть чудесная история о пере и чернильнице: «Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают другие, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы!.. Грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях… Просто невероятно даже!» Действительно, из чернильницы появились на свет многие бессмертные произведения. И хотя не все советские школьники стали классиками прозы и поэзии, на каждой парте было специальное углубление для чернильницы. Возможно, сегодня интересно представить, как писали чернилами и перьевыми ручками. Процесс был не из лёгких, особенно для первоклашек. В неумелых руках перо скрипело, раздваивалось от сильного нажима, ломалось. После нескольких написанных букв ручку снова опускали в чернильницу. Необходимо было, обмакнув перо, набрать нужное количество чернил и не поставить кляксу. Это умение приходило с годами вместе с мозолью на среднем пальце руки от усердного держания ручки.
В научной литературе чернильница определяется как небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующихся при письме пером.
Первые чернильницы были придуманы с созданием тонких полотен, как пергамент и папирус, на которых можно было писать буквы и цифры. В Египте и Китае чернила для письма делали из масла и сажи. В качестве чернильницы могли использовать любые подходящие сосуды: глиняные плошки, рог, вставленный в крышку стола, аптечные пузырьки. Но чаще всего сосуд для чернил изготовлялся специально: в виде баночки на ножке, флакона с крышкой, пузырька с узким горлышком; медные, бронзовые, золотые, чугунные, мраморные, хрустальные, стеклянные, из полудрагоценных камней и пр. Часто ее изготовление поручали выдающимся художникам, скульпторам, литейщикам и ювелирам. Особо выделяются чернильницы Римских императоров и придворных писцов – они отличались особым изяществом и материалом. Лучшими мастерами стеклянных чернильниц были англичане, именно они придумали конусную воронку, которая не давала вытекать чернилам, даже если они опрокинутся.
Подвесная чернильница, датируемая XIX веком ,по своей форме напоминает плоский штоф с расширенной горловиной, по бокам которого расположены два ушка для крепления цепочки или веревочки. Такая чернильница удобна в обиходе, ведь ее можно крепить у пояса, она устойчива – можно поставить на любую поверхность или просто держать на ладони.
А ещё есть чернильница – непроливайка. Основная её хитрость – в горлышке – направленной внутрь ёмкости конусообразной воронке. В такое «горло» чернила легко заливаются, а в случае нечаянного опрокидывания такой чернильницы – не выливаются. Если же чернильницу потрясти, то даже из самого правильного «конуса» обязательно выскочит несколько капель чернил.
Для такой чернильницы – непроливайки были нужны перьевые ручки. Устройство их было простым: деревянная палочка, металлический зажим для пера и стальное острое перо. Писать такой перьевой ручкой было делом не из лёгких, особенно для первоклашек. В неумелых руках перо скрипело, раздваивалось от сильного нажима, а иногда и ломалось. После нескольких написанных букв перо снова нужно было опустить в чернильницу. Обмакнув перо, набрать нужное количество чернил и не поставить кляксу. Это умение приходило с годами вместе с мозолью на среднем пальце.
Многие считают, что непроливайки – это советское изобретение, но первые «безопасные» чернильницы придумали английские стеклодувы. Изготавливая стеклянные сосуды для чернил, они стали загибать края склянки внутрь – при опрокидывании чернила попадали в глубину загиба и не выливались. Советская непроливайка была изготовлена по такому же принципу. Чернильницы-непроливайки просуществовали в школах до конца 70-х годов, когда на смену перьевым пришли шариковые ручки.
Тихо и безвозвратно уходят из нашей повседневной жизни вещи, еще недавно казавшиеся такими необходимыми. Исчезла ручка со вставным пером, исчез вкладыш в школьные тетради (промокашка), исчезла и чернильница — непроливайка, которую можно увидеть в нашем музее.